ToneOfNoise - Марафон цифровой тишины и внутреннего голоса

Саморегуляция и психологическое благополучие: опосредующая роль осознанности и осмысленности

Аннотация

Предпосылки
Саморегуляция признана одним из важных факторов, влияющих на психологическое благополучие. Однако необходимо более глубоко изучить механизм, с помощью которого саморегуляция влияет на благополучие. Цель этого исследования — определить, как осознанность и осмысленность опосредуют связь между саморегуляцией и психологическим благополучием.
Методы
Были собраны данные 439 студентов бакалавриата из университетов Южной Кореи. Для оценки уровня саморегуляции, осознанности, осмысленности и психологического благополучия использовались валидизированные опросники. Статистический анализ включал корреляционный анализ и структурное моделирование с использованием программного обеспечения AMOS 26.0.
Результаты
Результаты показали, что осознанность и осмысленность полностью опосредуют взаимосвязь между саморегуляцией и психологическим благополучием. Иными словами, саморегуляция оказывает влияние на психологическое благополучие только через осознанность и осмысленность. При этом осознанность также оказывает влияние на осмысленность.
Выводы
Полученные результаты подчеркивают важность развития осознанности и осмысленности для повышения психологического благополучия и предоставляют эмпирическую поддержку для программ, направленных на укрепление саморегуляции.

Введение

Психологическое благополучие — это ключевая составляющая общего здоровья, а также важная цель в сфере психологии и образования. Оно отражает ощущение счастья, удовлетворённости жизнью, эмоциональной устойчивости и личностной реализованности. Психологическое благополучие способствует не только индивидуальному развитию, но и улучшению социальной адаптации, академической и профессиональной эффективности, а также способствует снижению уровня депрессии и тревожности [1, 2].
Среди множества факторов, влияющих на психологическое благополучие, особое внимание уделяется саморегуляции. Саморегуляция — это способность человека контролировать свои мысли, эмоции и поведение в направлении достижения долгосрочных целей [3]. Люди с высокой саморегуляцией способны справляться со стрессом, контролировать импульсивность, адаптироваться к сложным ситуациям и принимать решения, согласующиеся с их ценностями и целями. Ряд исследований показал положительную связь между саморегуляцией и благополучием [4, 5]. Однако, несмотря на это, остаётся открытым вопрос: каким образом саморегуляция влияет на благополучие? Каковы опосредующие переменные, через которые реализуется это влияние?
Одними из таких переменных, привлекающих всё большее внимание, являются осознанность (mindfulness) и осмысленность (meaningfulness). Осознанность определяется как способность человека направлять внимание на настоящий момент с принятием и безоценочностью [6]. Она помогает человеку быть в контакте со своими внутренними состояниями и уменьшает автоматические реактивные ответы, связанные со стрессом. Осмысленность, в свою очередь, отражает субъективное ощущение смысла в жизни, цели и внутреннего порядка [7]. Она даёт устойчивость и внутреннюю мотивацию в сложные периоды.
Ранее было показано, что как осознанность, так и осмысленность положительно связаны с благополучием [8, 9]. Более того, осознанность может способствовать развитию осмысленности, поскольку позволяет глубже понимать свои жизненные приоритеты и ценности. Исходя из этого, можно предположить, что осознанность и осмысленность могут выполнять роль посредников между саморегуляцией и благополучием.

Цель исследования

Цель настоящего исследования — эмпирически проверить модель, в которой саморегуляция влияет на психологическое благополучие через осознанность и осмысленность. В частности, исследование направлено на проверку следующих гипотез:
  1. Саморегуляция положительно связана с осознанностью, осмысленностью и психологическим благополучием.
  2. Осознанность положительно связана с осмысленностью.
  3. Осознанность и осмысленность опосредуют связь между саморегуляцией и психологическим благополучием.

Методы

Участники

В исследовании приняли участие 439 студентов бакалавриата из различных университетов Южной Кореи. Средний возраст участников составил 21,45 года (SD = 2,31); 273 человека (62,2%) были женщинами и 166 (37,8%) — мужчинами. Участники обучались на разных факультетах, включая гуманитарные, социальные и естественные науки.

Процедура

Данные были собраны посредством онлайн-опроса. Участники были проинформированы о целях исследования, а также о том, что участие является добровольным и анонимным. Все участники дали информированное согласие. Исследование было одобрено Институциональным наблюдательным советом (IRB) соответствующего университета.
Участники заполнили четыре стандартизированных шкалы: для оценки саморегуляции, осознанности, осмысленности и психологического благополучия. На заполнение опросника в среднем уходило около 15 минут. После завершения опроса участники могли принять участие в розыгрыше подарочной карты.

Инструменты

Саморегуляция

Для оценки уровня саморегуляции использовалась сокращённая версия Шкалы саморегуляции (Self-Regulation Scale) [10]. Она включает 10 пунктов, оцениваемых по 5-балльной шкале (от 1 = "совершенно не согласен" до 5 = "полностью согласен"). Пример утверждения: «Я могу легко сосредоточиться на своих задачах». Более высокие баллы означают более высокий уровень саморегуляции. Надёжность шкалы в данном исследовании составила α = 0,86.

Осознанность

Осознанность измерялась с помощью Корейской версии Шкалы осознанности в повседневной жизни (Mindful Attention Awareness Scale — MAAS) [11]. Шкала состоит из 15 пунктов и оценивается по 6-балльной шкале (от 1 = "почти всегда" до 6 = "почти никогда"). Пример утверждения: «Я выполняю задачи автоматически, не осознавая, что я делаю». Более высокие баллы указывают на более высокий уровень осознанности. Надёжность шкалы: α = 0,89.

Осмысленность

Для оценки осмысленности использовалась Корейская версия Шкалы смысла жизни (Meaning in Life Questionnaire — MLQ) [12], которая включает 10 пунктов, разделённых на два подшкалы: наличие смысла и стремление к смыслу. Для настоящего исследования использовалась только подшкала «наличие смысла» (5 пунктов). Пример утверждения: «Моя жизнь имеет ясную цель». Оценка по 7-балльной шкале (от 1 = "совершенно не согласен" до 7 = "полностью согласен"). Надёжность: α = 0,87.

Психологическое благополучие

Психологическое благополучие оценивалось с помощью Корейской версии Шкалы психологического благополучия (Psychological Well-Being Scale) [13], включающей 18 пунктов. Шкала охватывает шесть измерений: автономия, самопринятие, личностный рост, позитивные отношения, цели в жизни и контроль над окружающей средой. Пример утверждения: «Я активно стремлюсь к развитию и личностному росту как личности». Шкала 6-балльная, от 1 до 6. Общая надёжность: α = 0,90.

Анализ данных

Анализ данных проводился с использованием программ SPSS 26.0 и AMOS 26.0. Сначала были рассчитаны описательные статистики и коэффициенты корреляции между переменными. Затем было проведено структурное уравнительное моделирование (SEM) для оценки предполагаемой модели медиаторов. Использовалась бутстрэп-методика с 5000 повторениями для оценки значимости опосредующих эффектов.

Результаты

Описательные статистики и корреляции

В таблице 1 представлены средние значения, стандартные отклонения и коэффициенты корреляции между основными переменными: саморегуляцией, осознанностью, осмысленностью и психологическим благополучием.
Примечание: p < .01.

Результаты корреляционного анализа показали, что все переменные положительно и статистически значимо связаны между собой. Это указывает на потенциальную возможность опосредующего влияния осознанности и осмысленности на связь между саморегуляцией и психологическим благополучием.

Проверка модели медиаторов

Для оценки гипотез использовалось структурное моделирование. Предполагаемая модель включала саморегуляцию как независимую переменную, осознанность и осмысленность как последовательные медиаторы, и психологическое благополучие как зависимую переменную. Результаты анализа представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Модель путей с коэффициентами (стандартизированные значения)
  • Саморегуляция → Осознанность: β = 0.52, p < .001
  • Осознанность → Осмысленность: β = 0.56, p < .001
  • Осмысленность → Психологическое благополучие: β = 0.60, p < .001
  • Осознанность → Психологическое благополучие: β = 0.19, p < .001
  • Саморегуляция → Психологическое благополучие: β = 0.05, p = .117 (незначимо)
Индексы соответствия модели:
  • χ² = 2.34 (df = 2, p = .31),
  • CFI = 1.00,
  • TLI = 0.999,
  • RMSEA = 0.018,
  • SRMR = 0.012.
Эти значения указывают на отличное соответствие модели данным.

Анализ опосредующих эффектов

Для оценки опосредующих путей был использован бутстрэп-анализ с 5000 повторениями.
  • Саморегуляция → Осознанность → Осмысленность → Психологическое благополучие
  • Косвенный эффект: β = 0.18, 95% ДИ [0.12, 0.26]
  • Саморегуляция → Осознанность → Психологическое благополучие
  • Косвенный эффект: β = 0.10, 95% ДИ [0.06, 0.16]
  • Саморегуляция → Осмысленность → Психологическое благополучие
  • Косвенный эффект: β = 0.15, 95% ДИ [0.09, 0.23]
Прямой эффект саморегуляции на психологическое благополучие оказался незначимым (β = 0.05, p = .117), что подтверждает полное опосредование через осознанность и осмысленность.

Обсуждение

Целью данного исследования было прояснение механизмов, связывающих саморегуляцию с психологическим благополучием, путём выявления опосредующей роли осознанности и осмысленности. Результаты подтвердили, что осознанность и осмысленность действительно играют роль медиаторов, полностью опосредуя влияние саморегуляции на благополучие. Ниже мы подробнее рассматриваем ключевые выводы и их значение.

Саморегуляция и психологическое благополучие

Хотя ранее исследования неоднократно подтверждали положительную связь между саморегуляцией и психологическим благополучием [4, 5], в нашей модели прямое влияние саморегуляции на благополучие оказалось статистически незначимым, если учитывать влияние медиаторов. Это свидетельствует о том, что саморегуляция не оказывает немедленного влияния на субъективное благополучие, а действует через формирование осознанности и ощущения смысла в жизни. Таким образом, важным становится не просто наличие саморегуляторных навыков, а то, каким образом они позволяют человеку жить более осмысленно и осознанно.

Роль осознанности

Как и ожидалось, осознанность выступила в качестве ключевого медиатора между саморегуляцией и осмысленностью, а также между саморегуляцией и благополучием. Это согласуется с результатами предыдущих исследований, показывающих, что осознанность помогает людям лучше воспринимать собственные эмоции, принимать их без оценки и быть более устойчивыми в стрессовых ситуациях [6, 14]. Люди с высокими способностями к саморегуляции, как правило, более внимательны к своим внутренним состояниям и умеют оставаться в настоящем моменте, что и проявляется через осознанность.

Роль осмысленности

Осмысленность, в свою очередь, показала наибольшую силу связи с психологическим благополучием среди всех переменных. Это означает, что ощущение смысла жизни является мощным предиктором субъективного благополучия. Этот вывод поддерживается и другими исследованиями, которые подчеркивают, что наличие цели, направленности и внутреннего содержания в жизни — критически важные факторы устойчивости и удовлетворённости [7, 9].
Интересно, что осознанность способствует развитию осмысленности. Это указывает на важную связь: осознанное восприятие себя и своего опыта может вести к более глубокому осмыслению своей жизни. Например, способность замечать свои переживания и рефлексировать над ними помогает человеку понять, что для него по-настоящему важно.

Теоретические и практические импликации

Полученные результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение. С теоретической точки зрения, они расширяют понимание механизмов влияния саморегуляции на благополучие, вводя двухступенчатую модель через осознанность и осмысленность. Практически это означает, что интервенции и образовательные программы, направленные на развитие саморегуляции, должны включать компоненты осознанности и поиска смысла, чтобы быть максимально эффективными.
Программы осознанности (например, основанные на MBSR — Mindfulness-Based Stress Reduction) и тренинги по поиску смыслов (например, логотерапия) могут стать важными инструментами в повышении благополучия молодых людей, особенно в условиях неопределённости и давления, характерных для студенческой среды.

Ограничения исследования

Несмотря на полученные значимые результаты, данное исследование имеет несколько ограничений, которые следует учитывать при интерпретации выводов.
Во-первых, использованная выборка состояла исключительно из студентов университетов Южной Кореи, что ограничивает возможность обобщения результатов на другие возрастные группы или культурные контексты. В будущем следует проводить аналогичные исследования среди представителей других возрастных и культурных групп, чтобы подтвердить универсальность выявленных взаимосвязей.
Во-вторых, данные были получены с использованием самоотчетных опросников, что может вносить искажения, связанные с социальной желательностью или субъективной интерпретацией вопросов. Будущие исследования могли бы включать поведенческие или физиологические показатели саморегуляции и осознанности для повышения объективности.
В-третьих, дизайн исследования был кросс-секционным (одновременным), что ограничивает возможность делать выводы о причинно-следственных связях. Чтобы подтвердить медиативную модель, желательно использовать продольный (лонгитюдный) или экспериментальный подход.

Заключение

Настоящее исследование подтвердило, что осознанность и осмысленность полностью опосредуют влияние саморегуляции на психологическое благополучие. Эти результаты подчеркивают важность не только саморегуляторных навыков, но и умения быть осознанным и находить смысл в жизни как ключевых механизмов, ведущих к субъективному благополучию.
Эти выводы могут лечь в основу психологических интервенций и образовательных программ, направленных на улучшение психоэмоционального состояния студентов и молодых людей. Включение практик осознанности и смыслоориентированных техник в обучение саморегуляции может значительно повысить их эффективность.
Авторы: Song Yi Park, Sung Man Bae

Журнал: BMC Psychology

Дата публикации: 2023

DOI: https://doi.org/10.1186/s40359-023-01140-3