Онлайн-революция в образовании – одно из самых заметных явлений последних десятилетий. От первых экспериментов с дистанционным обучением до сегодняшних массовых курсов, интернет постепенно превратился в полноценную образовательную среду. Особенно сильно это отразилось на креативных индустриях – сценаристах, продюсерах, писателях, маркетологах и других творческих профессионалах. В России, как и во всём мире, онлайн-формат во многом заменил оффлайн-занятия, однако в последние годы всё явственнее проявляется обратный тренд: оживает интерес к живым встречам, оффлайн-воркшопам и классическим форматам обучения. Ниже – подробный анализ: исторический путь онлайн-образования, факторы стремительного роста (пандемия, технологии, геополитика), плюсы и минусы онлайн-формата, примеры из креативных сфер, а также вывод о том, почему офлайн снова набирает ценность и как долго онлайн-сегмент сможет удерживать свои позиции.
Историческая справка: от первых онлайн-курсов к эпохе MOOC
Идея обучения вне традиционной аудитории зародилась задолго до интернета – с курсов по переписке в XVIII–XIX веках (первый известный пример – уроки стенографии по почте в 1728 году). С развитием технологий форматы менялись: в середине XX века образовательные радиопередачи и телелекции давали доступ к знаниям из дома. Появление компьютеров и сетей дало новый толчок: ещё в 1960 году система PLATO позволяла студентам проходить уроки на терминалах и общаться с преподавателями онлайн.
Настоящий же онлайн-интернет-формат начал формироваться к 1980-м годам. В 1986 году в Университете Торонто был проведён первый полностью онлайн-курс через Интернет – программа для учителей “Women and Computers in Education”. В конце 1980-х – начале 1990-х появились первые коммерческие онлайн-программы: в США запускались виртуальные университеты и первые аккредитованные степени онлайн (например, университет Феникса предложил онлайн-программы уже к 1989 году). К 1990-м годам сформировались и технологии управления обучением: появились первые LMS (Learning Management Systems) для поддержки курсов через веб.
Начало 2000-х ознаменовалось популяризацией термина “e-learning” и ростом числа онлайн-ресурсов. К середине 2000-х в сети были доступны платформы вроде Moodle (с 2001 г.) и огромное количество обучающих видео (в 2006 г. создан Khan Academy). Наконец, рубежным моментом стала эра MOOC (Massive Open Online Courses – массовых открытых онлайн-курсов). Первые прототипы MOOC возникли в конце 2000-х (небольшие эксперименты в 2007–2008 гг.), а в 2012 году произошёл взрывной рост: стартовали сразу несколько крупных платформ – Coursera, edX, Udacity – которые предложили бесплатные курсы лучших университетов для десятков тысяч слушателей одновременно. Как отмечают аналитики, этот период революционизировал онлайн-образование. Появились и коммерчески успешные площадки, ориентированные на массовую аудиторию, – например, Udemy (база курсов от экспертов по разным темам) и Skillshare (особенно популярный среди дизайнеров и художников).
В России развитие онлайн-образования в основном началось в 2010-х. Сначала появились адаптации мировых MOOC – курсы российских вузов на Coursera и EdX, а также локальные аналоги (платформа «Открытое образование» для вузовских онлайн-курсов, запуск проекта Stepik в 2013 году и др.). Параллельно возникли частные EdTech-компании: «Нетология» (основана в 2011-м), GeekBrains, «Универсариум», а позже – гиганты вроде Skillbox (основан в 2016-м) и «Яндекс.Практикум». Эти игроки предложили уже практико-ориентированные онлайн-программы по востребованным профессиям (от программирования и дизайна до маркетинга). К концу 2010-х онлайн-обучение стало привычной альтернативой очным курсам. Показательно, что глобальный рынок онлайн-образования к 2023 году оценивался почти в $282,6 млрд, а российский EdTech-рынок бурно рос двузначными темпами. По данным Smart Ranking, суммарная выручка 100 крупнейших онлайн-образовательных компаний России в 2023 году достигла 119 млрд руб. (+32% за год) – колоссальный рост, обусловленный в том числе переходом множества новых аудиторий в онлайн.
Катализаторы онлайн-бумa: пандемия, технологии и география
Почему последние годы онлайн-формат стал по-настоящему массовым? Здесь сходятся несколько факторов:
- Пандемия COVID-19 – главный ускоритель. 2020 год заставил практически все учебные заведения и тренинговые центры экстренно перейти в дистанционный режим. Миллионы людей впервые попробовали учиться и работать через видеоконференции. Этот глобальный форсированный эксперимент доказал жизнеспособность онлайн-обучения в широком масштабе. Участники рынка отмечали, что после пандемии образовательная сфера уже не вернётся к прежним принципам, а офлайн и онлайн станут сосуществовать в новых пропорциях. За время локдаунов общество осознало: многое из того, что раньше требовало личного присутствия, можно делать через экран. Для креативных индустрий, где важно общение и совместная работа, это было особенным вызовом. Тем не менее даже кинематографисты убедились: «Пандемия показала, что можно учиться, общаться, знакомиться и создавать кино онлайн» – как сказала сценаристка Ксения Яковлева о своём опыте обучения в сети. Онлайн-платформы активно воспользовались моментом: например, известный сервис MasterClass в разгар пандемии предложил специальную акцию «2 по цене 1» на годовую подписку, стремительно нарастив аудиторию.
- Развитие технологий. Современные интернет-возможности сделали онлайн-обучение удобным и богаче по форматам. Высокоскоростной интернет и стриминг позволили проводить живые вебинары, групповые видеосеминары, мгновенно распространять большие видеолекции. Появление доступных инструментов видеоконференций (Zoom, Microsoft Teams, Google Meet и др.) стало основой дистанционного обучения. Кроме того, новые технологии, такие как VR/AR и ИИ, открывают новые горизонты. Виртуальная реальность (VR) принесла иммерсивность: например, студент-дизайнер теперь может “шагнуть” внутрь своего 3D-проекта или картины с помощью VR-очков. В арсенале появились инструменты вроде Tilt Brush от Google для рисования в 3D или VR-симуляции для режиссёров, позволяющие предварительно “проходить” по виртуальной съемочной площадке. Искусственный интеллект (AI), в свою очередь, дал персонализацию и новые интерактивные возможности. AI-алгоритмы способны подстраивать содержание курса под ученика, давать мгновенную обратную связь по заданиям, а в творческих сферах – даже генерировать идеи или черновики (например, нейросети, помогающие писателям или дизайнерам). Всё это сделало онлайн-обучение не просто «чтением текста за экраном», а насыщенным опытом, приближенным к реальному.
- Политические и географические факторы. Онлайн-формат преодолел пространственные барьеры: теперь не важно, где находится ученик и преподаватель – в одном городе или на разных континентах. Для большой страны, как Россия, это особенно ценно: житель далёкого региона получил доступ к лучшим столичным курсам, не переезжая. Креативные индустрии, которые раньше были сосредоточены в мегаполисах, стали доступны онлайн по всей стране. Кроме того, политические обстоятельства последних лет также сыграли свою роль. Международная обстановка и санкции привели к ограничению сотрудничества с зарубежными образовательными платформами: в 2022 году глобальные MOOC-платформы Coursera и edX приостановили работу с российскими вузами и оплату курсов из России. Многие русскоязычные слушатели лишились привычных зарубежных ресурсов или доступа к сертификатам. Это, с одной стороны, подстегнуло развитие локальных платформ (российские компании начали активнее создавать собственные курсы, чтобы заполнить нишу), с другой – ещё раз подчеркнуло ценность онлайн-формата в условиях, когда географические перемещения затруднены. Онлайн-образование стало своего рода «окном в мир» даже при закрытых границах, а также инструментом сохранения связей внутри профессиональных сообществ, разбросанных географически.
Таким образом, к 2021–2022 гг. сложился идеальный шторм обстоятельств, взорвавший интерес к онлайн-обучению. Не случайно, по оценкам, пандемийный 2020 год увеличил глобальную аудиторию онлайн-курсов в разы, а для России исследователи прогнозировали дальнейший устойчивый рост интереса как к онлайн, так и к офлайн форматам после пандемии.
Онлайн-образование в креативных индустриях: от сценариев до маркетинга
Особого внимания заслуживает то, как переход в онлайн отразился на креативных профессиях – тех, что строятся на творчестве, коммуникации и soft skills. Долгое время считалось, что, например, кинообразование или писательское мастерство невозможно полноценно получить удалённо, без личного общения с наставником и коллегами. Однако последние годы доказали обратное: в интернете появилось множество курсов для сценаристов, режиссёров, продюсеров, дизайнеров, маркетологов и других творческих специалистов.
Мировой опыт. На глобальном рынке взлетела популярность платформ, предлагающих обучение именно в креативных сферах. Яркий пример – MasterClass, американский сервис, который сделал ставку на звёздных преподавателей и качество контента. На MasterClass можно пройти курс по режиссуре от Мартина Скорсезе или по писательству от Нила Геймана – уроки представляют собой 20–30 видеолекций кинематографического качества, практически как Netflix-шоу, где знаменитости делятся секретами мастерства. Такой формат “edutainment” (образование + развлечение) оказался чрезвычайно востребован: людям в творческих профессиях важно учиться у лидеров индустрии, и онлайн-платформа дала им эту возможность без необходимости поступать в элитные школы. Помимо MasterClass, получили развитие и другие специализированные ресурсы: к примеру, Domestika – международная платформа с упором на дизайн, искусство и ремесла (уроки иллюстрации, анимации, рукоделия от практиков со всего мира), Skillshare – сообщество творческих уроков по подписке, где сами профессионалы делятся навыками (от фотографии до музыки). Такие сервисы привлекли сотни тысяч учащихся во время пандемии, когда многие решили использовать время дома для развития творческих навыков.
Российский рынок и локальные кейсы. В России креативный сегмент онлайн-образования также бурно вырос. Крупные EdTech-платформы запустили программы по творческим направлениям. Например, Skillbox и GeekBrains помимо IT-курсов предложили полноценные профессии онлайн для сценаристов кино, сериалов и игр, графических дизайнеров, маркетологов и т.д. – со стажировками и трудоустройством. Согласно отраслевым обзорам, сегодня можно найти десятки курсов сценарного мастерства: от программ Skillbox и «Нетологии» до авторских онлайн-школ при кинокомпаниях. Эти курсы привлекают тем, что дают гибкость и практику: “Онлайн-курсы предлагают индивидуальные консультации, портфолио, доступ к профессиональному сообществу и реальные шансы на трудоустройство” – отмечается в одном из рейтингов курсов для сценаристов. Таким образом, цифровой формат сумел воспроизвести многие элементы оффлайн-обучения: наставничество, практические проекты, связь с индустрией.
Кроме того, новые форматы общения компенсировали отсутствие «живой тусовки». Вместо коридорных разговоров на кинофестивалях – чаты и телеграм-каналы для студентов курсов; вместо мастерской с живыми актёрами – совместные Zoom-ридинги сценариев. Конечно, чего-то не хватало, но в целом креативная образовательная среда смогла переформатироваться в онлайн. Примечательно, что даже после возобновления оффлайн-мероприятий многие отмечают плюсы удалёнки. Например, упомянутая сценаристка Ксения делилась, что полностью дистанционно смогла вместе с командой написать и снять короткометражку, которая затем попала на фестивали. Онлайн позволил собрать команду из разных городов и воплотить идею, и этот опыт теперь воспринимается как вполне нормальный.
Однако не всё идеально: скепсис и трудности тоже проявились. Некоторые маститые деятели по-прежнему уверены, что ничто не заменит живой энергии в аудитории. Существует мнение (особенно среди старшего поколения преподавателей), что, скажем, режиссуре или актёрскому мастерству «нужно обучаться только офлайн». Тем не менее молодое поколение и продвинутые эксперты все чаще опровергают это, указывая на успешные кейсы. Можно сказать, что онлайн-образование в креативных индустриях прошло проверку боем: в условиях пандемии другого выхода не было, и сфера адаптировалась. Многие барьеры (географические, финансовые) для творческой молодёжи снизились – теперь стать сценаристом из небольшой провинции реально, было бы желание и интернет.
Важно отметить, что в креативных курсах активно применяется гибридный подход: часть занятий онлайн, но при этом по возможности организуются оффлайн-интенсивы, творческие «слёты» выпускников, совместные проекты. Так достигается баланс: онлайн даёт знания и экономит время, а оффлайн – живые связи и вдохновение.
Преимущества онлайн-формата обучения
Онлайн-образование завоевало свою нишу не только вынужденно – у него есть объективные преимущества перед классическим оффлайном:
- Гибкость времени и места. Учиться можно из любой точки, в удобном темпе. Это привлекает, например, людей, которые никогда бы не пошли учиться офлайн – слишком занятых или живущих далеко от учебных центров. Онлайн-платформы сделали образование доступным для взрослых с работой, родителей в декрете, жителей малых городов. Курсы часто доступны 24/7: лекции в записи можно смотреть ночью или в обеденный перерыв.
- Доступность и масштабируемость. Один талантливый преподаватель может обучать тысячи студентов одновременно через интернет. Это снижает стоимость на человека и дает огромным массам доступ к лучшим учителям. Классический пример – курс по машинному обучению от профессора Стэнфорда Эндрю Ына в 2011 году, который прошли 100 тысяч человек онлайн, тогда как очно ему понадобилось бы 250 лет, чтобы научить столько студентов. Онлайн-формат масштабируем: любой популярный курс можно тиражировать без пределов по аудитории.
- Разнообразие и персонализация. В интернете можно найти курс практически по любой нишевой теме, чего не скажешь об оффлайн-образовании, ограниченном программами вузов или тренинговых центров. Кроме того, технологии позволяют подстраивать обучение: интерактивные тесты, адаптивные модули, рекомендации на основе прогресса. ИИ-туторы могут выступать личными помощниками студента, отвечая на вопросы в чате и даже генерируя дополнительную практику. Такой уровень персонализации трудно достичь в переполненной аудитории колледжа.
- Комфорт и инклюзивность. Многие чувствуют себя увереннее, занимаясь из дома: нет страха аудитории, можно пересмотреть непонятный фрагмент записи, пользоваться подсказками. Онлайн-среда может быть более инклюзивной для людей с особыми потребностями – например, есть субтитры, возможность регулировать темп лекции, а физические барьеры (как добраться до класса) отсутствуют. К тому же, виртуальное обучение сразу приучает к цифровым навыкам, что само по себе полезно в современном мире.
- Экономия средств. Часто онлайн-курсы дешевле офлайновых аналогов (экономия на аренде помещения, поездках и т.д.). Многие материалы доступны бесплатно или по подписке, тогда как очное обучение в престижных школах требует серьёзных затрат. Конечно, цена топовых программ тоже может быть высокой, но в среднем порог входа ниже, и есть множество бесплатных возможностей (включая открытые курсы университетов).
- Связь с индустрией и данными. Онлайн-платформы активно используют данные об обучении. Можно отслеживать прогресс тысячи студентов, выявлять сложные места и тут же корректировать курс. Для креативных индустрий это означает быстрый апдейт программ под запросы рынка. Кроме того, компании-работодатели сами начали сотрудничать с EdTech – делать совместные курсы, отбирать лучших выпускников курсов на стажировки. Таким образом, для мотивированных карьеристов онлайн-обучение стало лифтом в профессию: работодатели всё чаще воспринимают выпускников онлайн-программ наравне с вузовскими дипломниками.
Подводя итог, онлайн-формат дал гибкость, массовость и новые возможности, сделав образование более ориентированным на учащегося (learner-centric). Неудивительно, что аудитория онлайн-обучения включает самых разных людей – от школьников до пенсионеров, от студентов мегаполисов до жителей отдалённых регионов – каждый находит свою выгоду.
Недостатки и вызовы дистанционного обучения
Вместе с тем, стремительный переход в онлайн выявил и серьёзные недостатки такого формата. Многие из них особенно ощутили представители креативных профессий, ценящие живое общение. К ключевым проблемам онлайн-обучения относятся:
- Недостаток живого человеческого взаимодействия. Никакие чаты и форумы не заменят полностью личного контакта, мимики, энергетики аудитории. Обучение – это не только получение знаний, но и социальный опыт. Онлайн же порой превращается в односторонний процесс: «пререкордед» лекции – скорее монолог, а не диалог. Нет спонтанных обсуждений в коридоре после занятия, сложнее завязать дружбу или профессиональные связи. Интеллектуальная дискуссия и чувство сообщества – важные факторы образования – в онлайне воспроизвести труднее. В итоге многим не хватает мотивации: курс становится скучной обязанностью, а не увлекательным совместным приключением.
- “Zoom-усталость” и экранное выгорание. Долгое нахождение перед экраном в видеоколлах оказалось психологически тяжелее, чем живое общение. Исследования нейрофизиологов подтвердили феномен Zoom fatigue: видеоконференции и онлайн-уроки вызывают больший уровень усталости, чем их очные эквиваленты. 50-минутная лекция по Zoom объективно сильнее выматывает мозг студентов, чем 50 минут в аудитории, замерили учёные (по показателям ЭЭГ/ЭКГ). Причины – необходимость постоянно фокусироваться на лице на экране, отсутствующая естественная динамика движения, технические помехи. Студенты жалуются на головные боли, рассеянность внимания. В период пандемии слова «я больше не могу смотреть в экран» стали весьма распространёнными. Таким образом, длительное онлайн-обучение грозит перегрузкой и снижением вовлечённости.
- Снижение мотивации и контроль дисциплины. В онлайне ученик более предоставлен сам себе. Легко отложить просмотр лекции “на потом”, отвлечься на соцсети в другой вкладке, прервать курс при первых трудностях. Статистика неумолима: большинство открытых онлайн-курсов слушатели не доводят до конца. По различным оценкам, в среднем лишь около 10% студентов завершают MOOC до конца, а некоторые курсы имеют и того меньший процент (5–7%). Огромный отток происходит уже в первые недели обучения. Причины – отсутствие внешней дисциплины, самообман (люди порой регистрируются “на всякий случай”) и несоответствие ожиданий. Многие недооценивают самоорганизацию, нужную для онлайн-учёбы, и бросают курс при первых же сложностях. Это серьёзный вызов: как удержать внимание учащихся удалённо? – над этим сейчас бьются и психологи, и разработчики EdTech (внедряют игровые элементы, кураторов-наставников, групповые проекты, чтобы повысить вовлечённость).
- Ограниченность практических навыков и оборудования. Не все дисциплины легко переводимы в онлайн. Например, в творческих и прикладных областях – от хореографии до химии – требуется специальное оборудование, студия или лаборатория, тактильный опыт. В онлайне можно смотреть, обсуждать, но “ручной” навык формируется слабее. Курс по живописи через экран не даст тех же ощущений, что настоящая мастерская с холстом и красками. В киномастерстве – пока нельзя виртуально полноценно отрепетировать сцену с живыми актёрами или поработать на реальной съемочной площадке. VR-технологии пытаются частично компенсировать это, создавая виртуальные лаборатории и студии, но массово такие решения еще не внедрены. Таким образом, проблема материальной базы и «осязания профессии» в дистанционном формате остаётся. Частично её решают через гибрид: например, проходят теорию онлайн, а на практике собираются на короткий оффлайн-модуль.
- Технические и организационные сложности. Онлайн-обучение требует хорошей техники и подключения. До сих пор существует “цифровое неравенство”: у кого-то нет стабильного интернета или тихого места дома для занятий, что создаёт барьеры. Были случаи, когда талантливые студенты из отдалённых регионов вынуждены были смотреть лекции с телефона по ночам, ловя сигнал – очевидно, их опыт отличается от условий однокурсников в городах. Также технические сбои, разница в часовых поясах (для международных курсов) и прочие нюансы могут мешать учебному процессу.
Таким образом, онлайн-формат – не панацея. Он обладает собственной спецификой, и в ряде случаев традиционное очное обучение даёт лучшие результаты. Особенно это касается развития мягких навыков: общения, командной работы, публичных выступлений – их труднее тренировать через монитор. Сами создатели онлайн-продуктов признают, что задача на будущее – научиться преодолевать эти ограничения: встроить больше социальных взаимодействий, проработать дизайн курсов так, чтобы удерживать внимание и вовлечение. Пока же многие пользователи после пары лет на удалёнке начинают скучать по «живому» формату – отсюда и появляется тенденция возврата к офлайн.
Обратный тренд: возвращение ценности оффлайна и будущее онлайн-обучения
На дворе 2025 год, и мы наблюдаем любопытный маятниковый эффект. После нескольких лет эйфории от повсеместного онлайн-обучения всё больше людей и компаний вновь тянутся к очному общению. Причины понятны: накопилась усталость от экранов, людям не хватает социальных связей, живой энергии аудитории. В креативных индустриях это проявляется особенно остро – творческие встречи офлайн, брейнштормы за круглым столом, фестивальные питчинги и воркшопы снова высоко ценятся.
Многие образовательные проекты теперь стремятся организовать гибридные форматы. Например, онлайн-школы для сценаристов проводят офлайн-интенсивы раз в несколько месяцев, чтобы ученики могли познакомиться лично и поработать над проектами лицом к лицу. Корпоративные университеты, ощутив «zoom-fatigue» сотрудников, стали чередовать вебинары с очными тренингами, где это возможно. Даже гиганты EdTech, ранее работавшие только в онлайне, открывают шоурумы, каворкинги для студентов, проводят офлайн-конференции (в 2023 году в Москве и Петербурге состоялиcь первые крупные EdTech-митапы и форумы “без экрана”, собравшие сотни участников жаждущих живого общения).
Почему же офлайн снова важен? Дело в том, что человек по природе социальное существо, и образование – больше, чем передача знаний. Это ещё и нетворкинг, культура, эмоциональный опыт. После вынужденной разлуки с обычной учебной средой люди оценили ее уникальную ценность. Например, молодые специалисты говорят, что соскучились по атмосфере университетского кампуса, по случайным встречам с единомышленниками – онлайн всё слишком по плану, нет места чуду случайности. В творческих профессиях офлайн-события дают то самое «искрящееся» взаимодействие, из которого рождаются новые идеи и проекты.
Тем не менее, онлайн-образование не исчезнет и не откатится назад в нишу. Оно прочно заняло свою долю и доказало эффективность в решении множества задач. Скорее, мы видим формирование баланса: где нужны масштаб, доступность и гибкость – будет онлайн, а где важны человеческий фактор и практика – там останется (или вернётся) офлайн. Уже сейчас эксперты говорят о мультимодальной педагогике и смешанных подходах. Онлайн-сегмент продолжит внедрять новые технологии, чтобы приблизить дистанционный опыт к живому: возможно, широкое применение получат метавселенные и VR-классы, где люди смогут встречаться в виртуальном пространстве, ощущая присутствие. Развиваются и социальные функции платформ – акцент на сообщества, групповые проекты, менторство – всё, чтобы преодолеть отчуждение онлайна.
Можно предположить, что в ближайшие 3–5 лет онлайн-образование сохранит сильные позиции, особенно для тех, кому критичны гибкость и дистанционность (например, дополнительное образование взрослых, программы повышения квалификации, учеба в регионах). Российские аналитики прогнозируют устойчивый рост EdTech-рынка в ближайшие годы, поскольку объективные факторы – нехватка кадров, потребность в переобучении – никуда не денутся. Однако темпы этого роста могут уже быть не столь взрывными, как в 2020-м: рынок насытился, конкуренция выросла, и оффлайн возвращает себе часть аудитории. Вероятно, мы придём к новой норме, где онлайн и офлайн станут двумя дополняющими друг друга компонентами системы образования.
Вывод: Онлайн-образование совершило колоссальный скачок, во многом заместив офлайн, особенно в креативных индустриях, дав доступ к знаниям без границ и расписаний. Исторически это логичное развитие технологий и потребностей общества. Но живое человеческое взаимодействие оказалось незаменимым – и потому сейчас маятник качнулся обратно: ценность офлайн-встреч и обучения снова растёт. Онлайн-платформы отвечают на этот вызов улучшением взаимодействия и поиском синергии с офлайном. Скорее всего, впереди – эрата гибридного обучения, где лучшие черты обоих миров объединятся. Онлайн-формат продолжит удерживать свои позиции там, где он эффективнее, но будет эволюционировать, чтобы учитывать главную подсказку последних лет: образование – это не только про знания, но и про людей. И в этом смысле онлайн и офлайн не конкуренты, а два разных продукта, каждому из которых найдётся своё место. Главное – научиться разумно их сочетать на благо учащихся и индустрии знаний.
Источники: Основные факты и цифры взяты из открытых аналитических отчетов, исследований и публикаций в СМИ, в том числе Smart Ranking/Skillbox Mediaskillbox.ru, Коммерсантъ kommersant.rukommersant.ru, данные Global Market Insights main.talenttech.ru, исследования ТалантТех/EdMarket medium.com, интервью и кейсы из Skillbox Media skillbox.ru, а также научных работ (например, исследование TU Graz о «Zoom fatigue» tugraz.attugraz.at).