Подкастинг
Происхождение подкастов
Как появились аудиоподкасты: история, эволюция и современное состояние рынка
Радио, аудиоблоги и первые шаги в сети.

Задолго до появления подкастов люди уже записывали аудиоистории и выкладывали их в интернет. Ещё в 1990-х возникали радиожурналы – любительские шоу, распространяемые через веб-сайты, а в начале 2000-х появились аудиоблоги: энтузиасты публиковали MP3-файлы своих «эфиров» на персональных страницах. Однако скачивать новые выпуски приходилось вручную, что сдерживало массовое распространение. Прорывом стала технология RSS (Really Simple Syndication) – формат лент новостей, который в 2000 году научились использовать для автоматической доставки аудиофайлов. Программист Дэйв Уайнер добавил в спецификацию RSS элемент enclosure, позволяющий вложить ссылку на медиафайл. Это заложило техническую базу для будущих подкастов: аудиоконтент стал можно получать по подписке, без ручного поиска каждого выпуска.
Происхождение термина «подкаст».

Первые эксперименты с аудиоконтентом по RSS начались в 2003–2004 годах. Одним из пионеров стал экс-ведущий MTV Адам Карри, который в августе 2004 написал программу iPodder для автоматического скачивания MP3 через RSS на свой плеер iPod. Параллельно шло обсуждение, как назвать новый формат. В статье The Guardian от февраля 2004 британский журналист Бен Хаммерсли предложил несколько вариантов и остановился на слове “podcasting”, возникшем от сочетания iPod и broadcasting. Он отметил, что все ингредиенты для «нового бума любительского радио» уже налицо – доступные MP3-плееры, дешёвое ПО для записи звука, развитая культура блогов – оставалось лишь придумать название: «Аудиоблоггинг? Подкастинг? Партизанские медиа?». Так закрепился термин «подкаст», хотя сам формат не привязан исключительно к iPod.
«Помню, в 2004 году я вбил в поисковик Яндекса слово “подкаст”, и Яндекс мне ничего не смог выдать»
«Помню, в 2004 году я вбил в поисковик Яндекса слово «подкаст», и Яндекс мне ничего не смог выдать» – вспоминал радио-ведущий Василий Стрельников, запустивший первый российский портал подкастов Rpod. На Западе же к тому времени уже появлялись десятки независимых аудиошоу в новом формате. Помимо Карри, значимый вклад внёс и разработчик RSS Дэйв Уайнер, а также журналист Кристофер Лайдон, который в 2003 году записал серию интервью и распространил их через RSS – одно из первых подобных шоу. В сентябре 2004 Адам Карри запустил свое ежедневное шоу Daily Source Code, быстро ставшее популярным среди айтишников и ранних блогеров.
Роль Apple и массовый старт.

Поворотным моментом стало подключение корпораций. До 2005 года слушателям приходилось устанавливать отдельные программы («подкаст-агрегаторы») вроде iPodder, чтобы подписываться на RSS-ленты подкастов. В июне 2005 года Apple добавила поддержку подкастов в iTunes и сразу открыла каталог из ~3000 шоу. Теперь миллионы пользователей iPod и iTunes получили удобный доступ к подкастам – можно было находить шоу по жанрам, подписываться и автоматически получать новые выпуски. Всего за два дня Apple зафиксировала миллион подписок на подкасты. С этого момента подкастинг вышел из ниши техногиков и начал стремительно набирать аудиторию. В 2005 году слово “podcast” попало в списки слов года, а такие издания, как The New York Times, стали писать о новом явлении. Подкасты официально вошли в мейнстрим.

Развитие подкастинга как медиаформата
Сегодня многие популярные подкасты создаются в профессиональных студиях, хотя начиналось всё с любительских записей на дому.
От любительских записей к студийному качеству.

В первые годы (середина 2000-х) подкастинг был в основном любительским хобби: энтузиасты записывали выпуски дома на простые микрофоны, часто в одиночку или небольшой компанией друзей. К 2010-м формат окреп, появились первые подкаст-студии и продюсерские команды. Качество звука и монтажа значительно выросло – теперь это не просто «блог со звуком», а полноценный медиапродукт. Например, американская сеть NPR начала распространять свои радиопередачи в виде подкастов с высокими стандартами продакшена, что задало планку всем остальным. Постепенно возникли и независимые студии: Gimlet Media (основана в 2014) делала ставку на документальные сериалы и storytelling, Radiotopia объединяла авторские шоу, а в России позднее появились студии вроде Либо/Либо и «Техника речи», сразу ориентированные на профессиональный уровень. Форматы тоже диверсифицировались: помимо разговорных шоу «двух друзей на кухне» стали выходить монтажные сериалы, интервью, новостные дайджесты, образовательные лекции и др. Подкасты превратились в широкое медиа-я... (длина ответа превышает лимит)
Как появились аудиоподкасты: история, эволюция и современный рынок
Происхождение подкастов
Предшественники и технология RSS.

Ещё до появления подкастов существовали прообразы: радиожурналы и аудиоблоги. Энтузиасты 1990-х и ранних 2000-х выкладывали в интернет MP3-записи своих шоу, но слушателям приходилось скачивать новые выпуски вручную. Ситуацию изменила технология RSS (Really Simple Syndication): в 2000 году разработчик Дэйв Уайнер предложил способ прикреплять аудио- и видеофайлы к RSS-лента. Уже в январе 2001 года он продемонстрировал эту функцию, опубликовав в своём блоге музыкальный файл в формате RSS. Так возникла возможность подписаться на аудиоконтент — программа-агрегатор автоматически получала новые файлы из ленты и загружала их для прослушивания офлайн. Именно эта технология легла в основу подкастинга.
Происхождение термина «podcast».

В 2004 году новый формат получил своё название. Британский журналист Бен Хаммерсли в статье The Guardian заметил, что благодаря распространению дешёвых MP3-плееров (как Apple iPod), доступного софта для записи и блог-платформ сложились все условия для бума «любительского радио». Он предложил назвать явление “podcasting” – объединив слова iPod и *broadcasting. Так слово подкаст (podcast) закрепилось в лексиконе. Хотя “pod” отсылает к iPod, сами подкасты с самого начала были совместимы с любыми проигрывателями.
Первые подкасты и роль энтузиастов.

Ещё до появления термина разработчики и блогеры экспериментировали с аудиоблогингом. Предприниматель Адам Карри (экс-ведущий MTV), узнав о RSS-системе, в августе 2004 написал скрипт iPodder для автоматического скачивания MP3-выпусков на свой плеер. Параллельно американский журналист Кристофер Лайдон совместно с Дэйвом Уайнером опубликовал серию интервью через RSS – один из первых примеров полного цикла “запись → RSS → автозагрузка. Осенью 2004 Карри запустил ежедневное интернет-шоу Daily Source Code, адресованное IT-аудитории. Эти ранние подкасты распространялись по сети энтузиастов и задали формат: разговорное содержание, регулярные выпуски, возможность слушать когда угодно и где угодно, в отличие от эфиров радио.
Массовый старт: Apple и iTunes.

Поворотным моментом стало подключение крупных компаний. В июне 2005 года Apple добавила поддержку подкастов в iTunes (версия 4.9) и открыла каталог из ~3000 шоу. Теперь пользователи iPod и iTunes могли одним кликом подписываться на подкасты, которые автоматически загружались на устройство. Это убрало технические барьеры и привело к взрывному росту аудитории: за первые два дня Apple зафиксировала свыше 1 млн подписок на подкаст. Подкастинг вышел из ниши – о нём заговорила пресса, слово “podcast” вошло в списки слов года. Хотя Apple не изобретала подкасты, именно интеграция в iTunes распространила их на массовый рынок. Вслед за Apple появились и другие подкаст-платформы, а сам формат стал приобретать коммерческие черты.

Развитие подкастинга как медиаформата
От хобби до индустрии.

В поздние 2000-е – начале 2010-х подкасты прошли путь от любительских аудиоблогов к профессиональному медиа. Первые годы это было хобби энтузиастов: минимальный монтаж, домашняя запись, небольшие аудитории. Однако по мере роста популярности стали появляться профессиональные студии. К 2010-м сформировались целые продакшн-команды и сети. В США возникли студии вроде Gimlet Media, Wondery, в Европе – проекты BBC Podcast, а в России позднее – «Либо/Либо», «Техника речи» и др. Качество звука и монтажа улучшилось, подкастеры стали инвестировать в хорошие микрофоны, студийную запись. Формат эволюционировал: помимо разговоров «двух друзей на кухне» появились постановочные сериалы, документальные расследования, интервью со звёздами, образовательные лекции – подкасты освоили самые разные жанры.
Новые площадки: от iTunes до Spotify и YouTube.

Если в 2005–2010 гг. главной платформой оставался Apple iTunes/Podcasts, то впоследствии появились альтернативы. В 2013 запустился агрегатор SoundCloud, в 2015 подкасты добавил стриминг-сервис Spotify, а к 2018–2020 гг. Spotify стал одним из лидеров рынка, инвестируя в эксклюзивы (например, многомиллионный контракт с The Joe Rogan Experience). Параллельно YouTube неожиданно стал популярной площадкой: многие подкастеры начали публиковать видео-версии своих разговоров, и аудитория YouTube включила подкасты в привычку потребления. По оценкам WARC, в 2024 г. пользователи *YouTube смотрели около 400 млн часов подкастов в месяц – фактически видеоподкасты превратились в новый формат. Кроме того, появились специализированные сервисы и приложения (Google Podcasts, Pocket Casts, Castbox и др.), а также платформы монетизации: с 2013 года распространение получил Patreon, где слушатели напрямую поддерживают любимые шоу рублём. К 2020-м крупные игроки медиа тоже вступили в игру: например, Amazon/Audible купила подкаст-студию Wondery, Facebook экспериментировала с аудио, а Apple ввела платные подписки на подкасты. Таким образом, экосистема подкастинга значительно расширилась по сравнению с эпохой одного iTunes.
Ключевые шоу и культурный эффект.

За последние 15 лет появилось множество ярких подкаст-проектов, повлиявших на индустрию. В США переломным моментом стал выход сериала Serial от команды This American Life в 2014 году – это документальное расследование привлекло миллионы новых слушателей. Serial стал первым подкастом, скачанным свыше 5 миллионов раз на iTunes, и первым получил престижную премию Пибод. Именно с успехом Serial связывают начало нынешнего подкаст-бума: аудитория осознала, что аудиоистории могут быть не менее захватывающими, чем кино и книги. Другие знаковые проекты: еженедельное шоу This American Life (общественно-политические истории), комедийные подкасты вроде The Ricky Gervais Show (один из ранних хитов в 2000-х), научно-популярные Radiolab и Stuff You Should Know, интервью WTF with Marc Maron. Каждый из них привлекал новую аудиторию в формат. В России свои культовые подкасты: например, психологическое ток-шоу «Норм» (Лика Кремер и Катерина Кронгауз) или исторический сериал «Закат Империи», показывающий, что и на русском языке можно делать качественный non-fiction. Подкасты стали неотъемлемой частью современной культуры потребления информации – миллионы людей слушают их во время поездок, занятий спортом, домашней работы, всё чаще предпочитая on-demand аудио вместо расписания радиоэфира.
Монетизация и влияние на индустрию.

Изначально подкасты распространялись бесплатно и монетизация была экспериментальной. Постепенно сформировались основные модели заработка: во-первых, реклама – многие подкасты интегрируют спонсорские сообщения или нативную рекламу в выпуски. Во-вторых, краудфандинг – слушатели поддерживают проекты через Patreon, Sponsor и аналоги. В-третьих, платные модели: некоторые студии запускают платные подписки на эксклюзивный контент, бонус-выпуски или мерч. К концу 2010-х годов рекламодатели всерьёз обратили внимание на подкасты: в США объем рекламного рынка подкастинга превысил $500 млн (2019), а по итогам 2024 года глобально достиг около $4,8 млрд. Крупные бренды ценят подкасты за лояльную аудиторию и низкий уровень adblock – исследования показывают, что большинство слушателей дослушивают рекламу и доверяют ей больше, чем баннерам. Монетизация стимулировала приход в подкастинг медийных звёзд и больших инвестиций.

С другой стороны, традиционное радио оказалось вынуждено адаптироваться: многие радиостанции стали выкладывать эфиры как подкасты, или создавать оригинальные подкаст-проекты, чтобы не потерять аудиторию. Как заметил медиаменеджер Юрий Сапрыкин, «подкасты – это та форма, в которую переходит сейчас разговорное радио», перетекая из эфирного потока в удобный онлайн-формат по запросу. В целом подкастинг изменил ландшафт аудиоиндустрии: слушатели получили свободу выбора контента и времени прослушивания, а создатели – новую независимую площадку для самовыражения, минуя цензуру и диктат сетки вещания.
Современное состояние рынка подкастинга. Глобальные рекламные доходы индустрии подкастов растут экспоненциально с середины 2010-х (оценки WARC). Однако доля подкастов в общих медиаинвестициях пока невелика, что оставляет потенциал для дальнейшего роста.
Глобальные масштабы и игроки.

Сегодня подкасты – это мировая индустрия с многомиллионной аудиторией. По данным Statista, в 2022 году регулярно слушали подкасты более 420 млн человек, а к 2024 году их число превысило *500 млн. Рынок растёт: рекламные расходы достигли $4–5 млрд в год (2024) и продолжат увеличиваться, хотя темпы постепенно замедляются. Лидерами по слушательской аудитории являются США (только там ежемесячно слушают подкасты 135 млн человек), за ними следуют Европа, Китай, Латинская Америка. Главные платформы: исторически Apple Podcasts задавал тон, но в последние годы первенство оспаривает Spotify. Spotify вложил сотни миллионов долларов в контракты и поглощения (купил студии Gimlet, Anchor, Parcast) и на 2023 год имел около 100 млн слушателей подкастов ежемесячно на своей платформе. Apple же остаётся важной силой благодаря установленной базе (миллионы айфонов с приложением Podcasts). YouTube внёс значительный вклад, превратив подкасты в видео: в 2024 году средний ежемесячный просмотр подкастов на YouTube оценивался в *400 млн часов – огромное число, делающее YouTube одним из крупнейших каналов распространения подкаст-контента. Кроме того, активно развиваются Amazon (включая Audible с эксклюзивными шоу), Google (подкасты доступны через YouTube Music и Ассистент), а в некоторых регионах сильны местные приложения (например, в Китае – Lizhi, Ximalaya).
Производство и экосистема.

По состоянию на 2025 год в мире насчитывается более 4 млн подкастов, однако активно обновляются из них лишь порядка 400–500 тысяч – многие проекты забрасываются авторами после нескольких эпизодов (явление “podfade”). Конкуренция за внимание слушателя очень высокая: каждый день запускаются сотни новых выпусков на самые разные темы. Существует проблема открытия контента – при таком изобилии аудитории всё сложнее находить интересные шоу. В этой ситуации большую роль играют алгоритмы и платформы: рекомендации Spotify, чарты Apple, подборки в приложениях способны резко увеличить аудиторию подкаста. Так, попадание в топ Apple Podcasts или в раздел “Выбор редакции” нередко приносит тысяч новых слушателей. Сами создатели активно продвигают шоу через соцсети, сотрудничество и кросс-промо с другими подкастерами. Появились объединения и сети: на Западе действуют подкаст-лейблы (типа Radiotopia, Vox Media Podcast Network), в рамках которых продюсируется сразу несколько проектов и продаётся общая реклама. Независимые студии тоже процветают – достаточно вспомнить успехи таких команд, как Crooked Media (авторы подкаста Pod Save America) или российская студия «Либо/Либо», выпустившая ряд хитов от «Норм» до «Истории русского секса». Также важную роль играют хостинговые сервисы (Anchor, Podbean, Libsyn и др.), которые упрощают техническую сторону: сейчас запустить свой подкаст может любой желающий без больших затрат. Всё это говорит о сформировавшейся экосистеме подкастинга, где есть свои продюсеры, рекламные агенты, агрегаторы, а крупные медиаплатформы конкурируют за эксклюзивный контент.
Новые форматы: видео, короткие выпуски, ИИ-контент.

Современный подкастинг уже выходит за рамки просто аудио. Большой тренд последних лет – видеоподкасты. Многие популярные ведущие (от упомянутого Джо Рогана до российских авторов вроде Юрия Дудя) записывают разговор на камеру и выкладывают полную версию на YouTube. Видео даёт дополнительный канал монетизации и расширяет аудиторию за счёт тех, кто предпочитает “смотреть разговор”. Ещё одно направление – короткие подкасты. Если изначально выпуск длиной час считался нормой, то сейчас набирают популярность эпизоды по 5–15 минут. Особенно это касается ежедневных новостных шоу, образовательных “подкастов за кофебрейк” и т.д. По данным исследований, короткие эпизоды (до 15 мин) становятся всё более распространёнными в жанрах новостей, self-help и лайфхаках. С другой стороны, длинные форматы никуда не делись: многим слушателям, напротив, нравятся продолжительные беседы «для долгой дороги». Например, самый длинный выпуск подкаста Джо Рогана длится более 5 часов, и у него миллионная аудитория. Таким образом, индустрия предлагает форматы на любой вкус – от микроподкастов до “аудиосериалов” на десятки часов.
Отдельно стоит отметить влияние искусственного интеллекта. Уже сейчас ИИ начинает менять подход к созданию контента. Появились сервисы, позволяющие генерировать голос, чтение текста вслух. В 2024 году стартап ElevenLabs представил функцию GenFM – она сама превращает загруженный текст в подкаст-беседу двух виртуальных ведущих, поддерживая 32 языка, включая русские. Также доступны нейросети для расшифровки аудио (автоматические субтитры), для монтажа (например, удаление пауз, шумоподавление с помощью машинного обучения) и даже для перевода подкастов на другие языки с сохранением голоса ведущего. Пока что ИИ-контент – ниша, и большинство слушателей предпочитают живой голос, но технологически такая возможность уже есть. Платформы вроде Spotify экспериментируют с персонализированными подкастами, когда под конкретного пользователя формируется плейлист или даже динамический аудиопоток (например, ежедневный дайджест новостей, собранный под интересы слушателя). Алгоритмы рекомендаций тоже всё более интеллектуальны: свыше половины пользователей Spotify узнают о новых подкастах через её ИИ-подсказки.
Вызовы рынка.

Несмотря на успехи, индустрия подкастинга сталкивается с рядом вызовов. Один из них – перенасыщенность: новых шоу такое множество, что многие качественные проекты теряются без внимания. Конкуренция за ограниченное время слушателей обостряется: в сутках всего 24 часа, и подкастам приходится бороться за эти часы с видео, соцсетями, играми и прочими развлечениями. Согласно исследованию, около 50% людей уже чувствуют, что не успевают прослушать все эпизоды даже своих любимых шоу. Ещё один вызов – монетизация и измерения: рекламодатели до сих пор недооценивают подкасты, отчасти из-за нехватки прозрачных метрик эффективности (точного учёта прослушиваний, демографии аудитории и влияния рекламы. Однако ситуация улучшается: появляются стандарты измерения (IAB), крупные бренды пробуют спонсировать подкасты, а доля рекламных бюджетов на аудио постепенно растёт. Наконец, существует вопрос контента и модерации. Подкасты славятся свободой самовыражения, но это же привело к дискуссиям о контроле дезинформации, экстремизма и т.п. Платформы начинают вводить политику модерации, как это уже сделали YouTube и Spotify, что важно для общества, но вызывает недовольство части создателей.
Подкастинг в России
Первые шаги (2004–2010-е).

Российский подкастинг зародился почти одновременно с западным, хотя поначалу оставался в тени. В 2005 году появился первый российский сервис для подкастов – Rpod, созданный Василием Стрельниковым (легендарным голосом MTV Россия. Он задумывал подкастинг как “пиратское радио” вне цензуры эфира. Энтузиасты начали выкладывать свои шоу на Rpod, в 2007 году возник конкурент – площадка PodFM Максима Спиридонов. Одним из известных ранних проектов стала «Рунетология» Спиридонова – цикл интервью с интернет-деятелями (фактически аудиоверсия его одноимённого блога). Также в 2000-х запустились первые geek-подкасты: например, «Radio-T» (с 2006 г., беседы об IT от русскоязычных программистов из США) и BeardyCast (с 2011 г., про гаджеты). Однако широкую аудиторию завоевать тогда не удалось – по признанию самих пионеров, они «сильно опередили время». Причины были как технические, так и культурные: у большинства россиян не было быстрого мобильного интернета, новые выпуски нужно было сначала скачать на компьютер, не все были готовы потреблять длинный аудио-контент (люди больше читали или смотрели ТВ. В результате первый всплеск интереса сошёл на нет: к 2014 году Rpod закрылся, PodFM также прекратил активное развитие. Казалось, что формат не прижился.
«Вторая волна» и рост популярности.

Ситуация изменилась в середине 2010-х. Во-первых, массово распространились смартфоны и стриминг-сервисы. В 2012 году Apple официально запустила на iOS приложение «Подкасты» (Podcasts), а к 2015–2016 гг. у многих россиян уже были смартфоны с доступом к мобильному интернету 3G/4G. Во-вторых, на рынок пришли новые медиа. Переломным моментом стал 2017 год, когда издательство «Медуза» (независимое онлайн-СМИ) запустило сразу несколько подкастов, рассчитанных на широкую аудиторию. В их числе ежедневный новостной дайджест «Медуза в курсе» и нарративное шоу «Дело случая». Всего за полгода выпуски этих подкастов скачали более 1 млн раз, что по тем временам было рекордом. Фактически, Медуза показала рынку, что подкасты – это не только для айтишников, но и для «обычных людей», на темы от политики до культуры. В том же 2017 году Яндекс.Музыка добавила раздел с подкастам, а в 2018 и социальная сеть «ВКонтакте» запустила платформу «VK Подкасты. Эти крупные игроки значительно облегчили доступ к подкастам для отечественной аудитории – слушать стало возможно прямо в привычных приложениях без отдельных программ.

На рубеже 2019–2020 гг. российский подкастинг пережил настоящий бум. По данным Яндекс.Музыки, к концу 2019 года совокупная аудитория всех русскоязычных подкастов была порядка *1 млн человек, а уже в 2020 году произошёл шестикратный рост прослушиваний на их платформах. Пандемия COVID-19 тоже сыграла свою роль: во время локдауна многие открыли для себя подкасты как способ скрасить изоляцию. В 2020-м на Яндекс.Музыке число подкастов выросло с 1000 до 6000, вышло четверть миллиона новых эпизодов. Люди слушали подкасты про здоровье, саморазвитие, воспитание детей – эти темы стали хитами года. Именно пандемийный 2020-й в шутку назвали “годом подкастов” в России.
Особенности локального рынка.

Российский подкастинг во многом повторяет мировые тренды, но имеет и свои черты. Прежде всего, это языковой рынок – подавляющее большинство слушателей ориентированы на русскоязычный контент. Конкурировать приходится не столько с зарубежными подкастами, сколько с другими видами локального медиа. К 2023 году, по данным Яндекса, подкасты хотя бы раз в месяц слушают около 16 млн россиян (около 11% населения).

Это заметно меньше, чем доля слушающих радио или смотрящих телевидение, но аудитория быстро растёт и молодеет. Подкасты особенно популярны среди образованной городской публики 20–40 лет, которая ценит формат за мобильность и разнообразие тем.
В России сложилось несколько продюсерских студий, задающих тон на рынке. Одна из самых известных – «Либо/Либо», основанная журналистками Ликой Кремер и Катей Кронгауз в 2019 году. Им принадлежит ряд хитовых проектов: подкаст об отношениях «Норм», откровенный эксклюзив Яндекс.Музыки «Истории русского секса», исторический сериал «Закат Империи» (совместно с Meduza) и др. Другая крупная команда – «Техника речи», выросшая из отдела подкастов Медузы и позже отделившаяся в самостоятельную студию. Техника речи выпускает просветительские шоу: например, языковой подкаст «Розенталь и Гильденстерн», подкаст про финансовую грамотность «Калькулятор», проект о кино «Чего бы посмотреть» и многие другие. СМИ также активно делают подкасты: практически у каждого крупного издания есть аудиопроекты. Например, у Meduza целая линейка (новости «Что случилось», наука «Просто космос», технологии «Тоже роботы» и т.д.), у «Новой газеты» выходил подкаст-расследование «Преступление и наказание», у РБК Trends – подкаст «Что изменилось?» про бизнес-тренд. Даже государственные структуры начали экспериментировать: в 2022 МЧС запустило подкаст о безопасности, некоторые университеты публикуют лекции в формате подкастов.
Популярные форматы и темы. Тематика русскоязычных подкастов разнообразна. В топе часто оказываются разговорные интервью и ток-шоу на злобу дня (политика, общество) – например, подкасты «Медузы» или проект «1917» от студии «Звук» (аудиодневники из прошлого). Очень востребованы образовательные и просветительские подкасты: исторические серии (тот же «Закат Империи»), научпоп («Мы все умрём» о медицине), подкасты про книги и кино («Полка», «Киночетверг»). Отдельный пласт – разговоры “по душам”: психологические и семейные подкасты (всплеск популярности таких шоу пришёлся на пандемию, например «Одно расстройство» о психотерапии или «Хорошо, что вы это сказали» – проект о психологии от «Дождя» ). Комедийные и развлекательные подкасты тоже имеют свою нишу: это и юмористические шоу (например, «Шум и яркость» о поп-культуры), и нишевые фэндом-подкасты (скажем, «У холмов есть подкаст» – хоррор-истории). Таким образом, российские авторы освоили практически весь спектр жанров – от новостей и документалистики до юмора и аудиоспектаклей.
Монетизация и рынок. Денежная сторона российского подкастинга пока отстаёт от западного. По оценкам на 2019 год, объём всей рекламы в русскоязычных подкастах был в десятки раз меньше, чем в США. Основные доходы отечественным проектам приносят рекламные интеграции и спонсорство: многие подкасты зарабатывают на том, что ведущие лично читают рекламу продуктов в начале или середине выпуска. Ставки на такой пиар варьируются от 1 до 5 рублей за один прослушанный выпуск (CPM ~ 1000–5000 руб. К 2020 году в подкасты пришли и крупные рекламодатели: например, Альфа-Банк спонсировал подкаст «Деньги пришли» о финансах, Яндекс.Практикум – образовательный подкаст «Запуск завтра» . Некоторые студии делают брендированные подкасты на заказ компаний (целый ряд вышел в 2021–2022 гг., например, студия «Техника речи» создаёт подкасты для брендов о спорте, здоровье, даже для банков). Пока что больших прибылей это не приносит – многие популярные авторы отмечают, что делают подкасты скорее из интереса и энтузиазма, чем ради денег. Но рынок явно растёт: аудитория расширяется, рекламодатели постепенно выделяют бюджеты, появляются специализированные рекламные продажи. По данным на 2023 год, около 10 млн россиян являются активными слушателями подкастов (слушают ежемесячно), и бизнес начинает это учитывать. Дополнительный стимул развитию дали локальные платформы: после 2022 года Spotify и некоторые другие зарубежные сервисы стали недоступны в России, поэтому пользовательская база перетекла в «Яндекс.Музыку», VK Звук (бывший СберЗвук) и на YouTube. Эти компании теперь инвестируют в эксклюзивный контент и продвижение подкастов, конкурируя между собой за российских слушателей. Например, «Яндекс.Музыка» в 2021 открыла кабинет подкастера с аналитикой и запустила эксклюзивы, VK организует конкурсы среди подкастеров, а платформа «Звук» (принадлежит VK) подписывает договорённости со студиями на эксклюзивный релиз некоторых проектов. Таким образом, российский подкаст-рынок вышел из зародышевого состояния и сейчас переживает фазу активного роста и формирования устойчивых игроков.
Влияние на медиа и общество.

Подкасты в России заняли нишу, отчасти освободившуюся из-за кризиса традиционного радио и цензурных ограничений в СМИ. Для независимых журналистов подкаст стал способом обходить цензуру: например, издание «Медуза» (признано иноагентом) через свои подкасты продолжает доносить информацию российской аудитории. Многие бывшие радиоведущие и журналисты ушли в подкастинг после закрытия независимых радиостанций – так, команда «Эха Москвы» запустила ряд авторских подкастов на YouTube и в аудиосервисах. Подкасты пересекаются и с блогингом: популярные YouTube-блогеры делают аудио-версии своих шоу, а известные писатели, учёные, актеры заводят собственные подкасты, чтобы говорить напрямую с аудиторией. В сфере образования подкасты тоже нашли применение: появились проекты университетов (например, подкасты ВШЭ и МГУ для абитуриентов), учителя рекомендуют ученикам подкасты по истории и литературе, а изучающие языки слушают подкасты как практику. В корпоративной среде некоторые компании используют внутренние подкасты для обучения сотрудников и делятся экспертизой во внешних (HR-подкасты, подкасты про индустрию от игроков рынка). Словом, подкастинг стал частью медиаландшафта России – гибким, разнообразным и пока ещё относительно свободным каналом коммуникации.
Будущее подкастов
Технологические тренды. В ближайшие годы подкаст-индустрию ожидают серьёзные изменения под влиянием новых технологий.

Нейросети и ИИ обещают упростить производство контента: уже сейчас 25% подкастеров в мире используют AI-инструменты (для расшифровки, редактирования, генерации идей.

Ожидается развитие синтеза речи – возможно, ведущие смогут автоматически переводить свои подкасты на другие языки своими же клонированными голосами, расширяя глобальную аудиторию. Персонализация выйдет на новый уровень: алгоритмы смогут формировать для слушателя индивидуальный аудиопоток (подборка сюжетов, новостей, историй на основе его предпочтений).

Автоматизация рутинных задач (монтаж, шумоподавление, вставка рекламных блоков по таргету) снизит порог входа для новых создателей. Также эксперты прогнозируют рост интерактивности: появятся подкасты, где слушатели смогут влиять на ход повествования (например, выбирая продолжение истории в приложении) или участвовать в обсуждениях через голосовые сообщения.

Технология 3D-звука (пространственное аудио) может сделать прослушивание более immersivе – представьте детективный аудиосериал, где звук вокруг вас создает эффект полного присутствия. Многие из этих инноваций уже тестируются и могут стать массовыми в ближайшие 5–10 лет.
Культурные и рыночные тренды.

С точки зрения контента, подкасты, вероятно, продолжат разнообразиться. Аналитики отмечают рост популярности коротких форматов – люди в условиях дефицита времени ценят выпуски, которые можно послушать целиком за поездку в метро. Победят ли короткие форматы окончательно длинные? – Скорее всего, нет. Параллельно наблюдается тренд на “длинное прослушивание” как протест против клипового мышления: многим нравится включить часовой или двухчасовой подкаст и глубоко погрузиться в тему, пока они, например, едут на дальние расстояния или выполняют работу по дому. Поэтому будущий ландшафт, вероятно, сохранит сосуществование длинных и коротких подкастов. Одни проекты будут выходить в формате 5-минутных ежедневных апдейтов, другие – в виде многочасовых бесед раз в месяц.
Подкасты в образовании и бизнесе.

Отдельно стоит упомянуть перспективы использования подкастов в учебных и корпоративных целях. Формат уже зарекомендовал себя как удобный инструмент для самообразования: люди изучают языки, слушая подкасты носителей; школьники готовятся к экзаменам по истории, включая подкаст-лекции; профессионалы осваивают новое через отраслевые подкасты (маркетологи, айтишники и др. делятся опытом). В будущем образовательные учреждения могут интегрировать подкасты в программы – например, преподаватели будут давать ссылки на профильные выпуски как допматериалы к курсу. В корпоративном секторе, особенно с развитием удалёнки, внутренние подкасты могут стать аналогом корпоративных рассылок: руководство компании записывает еженедельный подкаст для сотрудников с обзорами и планами, отдел обучения выпускает аудиокурсы для персонала и т.д. Уже есть примеры крупных международных компаний, внедривших внутренние подкасты для коммуникации с командой.
Вызовы будущего: внимание и качество.

Главная борьба ближайшего будущего – это борьба за внимание аудитории. Эксперты медиарынка отмечают, что подкастинг становится зрелой индустрией, где трудно расти только количественно – надо расти качественно. Конкурируя с потоковым видео, стримингом музыки и другими развлечениями, подкасты будут вынуждены предлагать более качественный контент. Возможно, нас ждёт волна профессионализации: ещё больше шоу от известных журналистов, знаменитостей, крупных студий с высоким бюджетом. С другой стороны, подкасты ценятся за аутентичность и нишевость, и независимые авторы всегда смогут находить свою аудиторию, если предлагают уникальный голос или тему. Алгоритмы рекомендаций могут сгладить проблему перенасыщения, но есть риск, что они будут продвигать только уже популярные шоу, затрудняя открытие новых голосов – индустрии предстоит решить, как сохранять открытость и разнообразие.
Вывод: эра подкастов продолжается.

Пройдя путь от любительского увлечения до глобального медиаявления, подкасты не показывают признаков упадка. Напротив, эксперты говорят о начале «золотого века» подкастинга. Аудиоконтент прочно вошёл в нашу жизнь – от новостной сводки утром до расслабляющей истории на ночь. В будущем подкасты станут ещё более интегрированными: они звучат в умных колонках по запросу, их фрагменты распространяются в социальных сетях (короткие видео с субтитрами из подкастов набирают миллионы просмотров), на их основе снимаются сериалы и фильмы (уже сейчас Netflix экранизирует популярные подкасты). Возможно, само слово “подкаст” со временем исчезнет, поскольку аудио станет таким же обычным делом, как текст или видео – и не важно, как оно доставляется. Но сила подкастов – в человеческом голосе, истории и доверии – останется востребованной. Люди всегда будут искать живого общения и интересных историй, а значит, у подкастов есть долгосрочное будущее, будь то в виде привычных аудиошоу или каких-то новых, пока невообразимых форматов.
Другие статьи