Блог

Искусственный интеллект и креативные индустрии: чудо или катастрофа?

Искусственный интеллект и креативные индустрии: чудо или катастрофа?

В последние годы нейросети стремительно вторглись во все сферы творчества – от кино и музыки до моды и литературы. Это породило бурную дискуссию: одни уверены, что машины в корне изменят индустрию к лучшему, другие опасаются потери рабочих мест и обесценивания подлинного таланта. Давайте рассмотрим ключевые направления – кино, музыку, визуальное искусство, моду, литературу, рекламу, дизайн – и проанализируем, как изменились процессы, роли и восприятие творчества, а также какие опасения, надежды и мифы обсуждаются в обществе.

Кино и видеопроизводство

ИИ уже внедрён на всех этапах создания фильмов и сериалов: от сценариев до монтажа и спецэффектов. Так, нейросети могут генерировать сюжеты и диалоги (пример – экспериментальный короткометражный фильм Sunspring, 2016), анализировать тексты для прогнозов кассовых сборов (стартап ScriptBook предсказывает успех фильма с точностью ~86%), автоматизировать дубляж (студия Deepdub переводит и озвучивает видео дешевле в 5–10 раз), а также обрабатывать изображения – от подкраски кадров до «омолаживания» актёров (Respeecher воссоздал молодой голос Дарта Вейдера для «Оби-Вана Кеноби»).

На практике экспериментальные примеры чередуются с конфликтами. Так, лейтмотивом стала история «Marvel»: в 2023 году зрителей удивила «странная» заставка сериала «Секретное вторжение», сгенерированная ИИ, – команда призналась, что использовала нейросети, но заявила, что «работники не пострадали, ИИ лишь помог дизайнерам». Зрители же жаловались на плохое качество изображения и даже назвали это насмешкой над художниками. Подобные случаи подчёркивают парадокс: техника позволяет сэкономить ресурсы (дубляж стала в разы дешевле), но без надлежащего контроля итог зачастую плохо воспринимается аудиторией.

Между тем в Голливуде тема ИИ стала причиной крупных протестов и забастовок. Профсоюз актёров SAG-AFTRA требовал жёстких гарантий: он добивался того, чтобы компании не имели право использовать данные съёмок без согласия артистов и выплачивать лишь «половину дня» за съёмки, а потом бесконтрольно тиражировать цифровые копии актёров и обучать на них ИИ. Как подчеркивали профсоюзы, «мы боремся за выживание нашей профессии: игнорирование согласия и справедливой оплаты за «цифровые реплики» создает угрозу подмены человека машиной». Новое соглашение SAG-AFTRA чётко разделило случаи, когда цифровое изображение актёра допустимо без доплаты, и когда для любых изменённых дублей нужен «ясный и подписанный документ».

Тем не менее ИИ открывает и возможности. По данным отчёта UNCTAD (ООН), в условиях цифровизации «креативные продукты производятся, распространяются и потребляются иначе» – это делает контент более доступным и эффективным: выходит большее разнообразие проектов при меньших затратах. Например, студия Collina Strada с помощью нейросети создала весенне-летнюю коллекцию 2024 за считанные часы, загрузив изображения прошлых сезонов и сформулировав текстовые инструкции. За это авторы получили допуск к тендерам большого бренда и расширили ассортимент без привычных месячных задержек.

Итого: кинопроцессы стали быстрее и дешевле – сценарии и спецэффекты генерируются автоматически, съёмки «дополняются» ИИ‑омолаживанием, а локализация уходит по углублённому ИИ‑переводу. Но эти изменения вызывают острые споры: канет ли в Лету профессия дублёра и гримёра, потеряет ли зритель ощущение «подлинности»? Кроме того, остаются вопросы качества и авторских прав: кто теперь автор таких фильмов и кто несёт ответственность за плохой диалог и заваленный горизонт?

Музыка

Нейросети проникают в индустрию музыки постепенно, но уверенно. Композиторы и продюсеры используют ИИ для генерации мелодий и аранжировок (наличие таких сервисов как Endel), работы со звуковым фоном и алгоритмического написания текстов. Известный российский композитор Игорь Матвиенко говорит об этом довольно оптимистично: по его мнению, ИИ «сможет заменить специалистов, которые занимаются музыкой» – но только в части рутинной «фоновки». Матвиенко отмечает, что индустрия уже «зашла в тупик»: сейчас звучит слишком много «одинаковых, неинтересных песен», и появление ИИ – это «положительный момент». При этом он уверен, что создание по-настоящему сильного хита без участия человека маловероятно – «обаяние и харизма остаются за человеком».

Подтверждает это и практика. Например, стартап Endel (использующий ИИ-музыку для медитаций и сна) признал: «ИИ пока не очень силён в музыке и вряд ли совершит прорыв в ближайшие годы». Их нейросеть обучалась генерировать ноты (а не готовый аудиопоток), но полученные мелодии требовали ручного отбора – «более половины треков ушло в утиль, без человека ИИ не выдаёт гарантированно качественный продукт». Аналогично резонансный пример «песни в стиле Beatles»: новость о том, что ИИ «создал новый трек», оказалась далека от истины – ИИ предложил лишь аккордовую последовательность, а последующую аранжировку и запись инструментария сделали люд.

Однако новый инструментарий позволяет музыкантам экспериментировать. Сейчас нейросети пишут бэкграунд для «умной» музыки (учитывая пульс или погоду), помогают неопытным авторам быстро набросать идеи и расширять жанровые границы. Как рассказывал создатель Endel Дмитрий Евграфов, приложение генерирует «бесконечный звуковой ряд» по заданным правилам (например, пентатонике, который затем куратор отбирает и полирует. Так ИИ выступает своего рода партнёром: с одной стороны – ускоряет работу и даёт свежую волну идей, с другой – без надзора человека работать не может.

Итого: в музыке ИИ уже помогает авторам и продюсерам. Он генерирует темы, автоматизирует аранжировки, адаптирует саундтрек под пользователя. Некоторые боятся, что автоматизация убьёт рутинные профессии (аранжировщиков, студийных техников), а законодатели обдумывают ужесточение авторских прав на музыкальные базы. С другой стороны, ИИ облегчает творческий труд, ускоряет написание саундтреков и фоновой музыки, делая творчество доступным для непрофессионалов. Главный миф – что «ИИ вытеснит всех музыкантов» – на практике не подтверждается: у технологий пока нет «эмоций», при этом искусство само по себе становится более ремесленным.

Визуальное искусство и дизайн (графика, фотография)

Распространение ИИ-сервисов наподобие Midjourney, DALL·E, Stable Diffusion вызвало настоящий бум цифрового творчества и ответную волну протеста. Русскоязычные художники активно обсуждали, как в 2022–2023 годах на ArtStation и других площадках «накопились горы» артов, сгенерированных нейросетями. Многие авторы пожаловались, что ИИ «буквально ворует их работы, копируя стиль конкретных художников», и тем самым «лишает их заработка и карьерных перспектив». Развивается ситуация так: чем популярнее стили художников, тем охотнее нейросети учатся имитировать эти стили.

Эта озабоченность вылилась в организованные акции: британский иллюстратор Николас Коул и художница по костюмам Имоджен Чейес призвали ArtStation ввести политику против распространения AI-арта. Участники добавили на свои страницы символику «Noto AI, а некоторые агентства ушли с платформы – стало слишком трудно фильтровать контент. В ответ ArtStation объявила частичное ограничение на нейрогенераторы, и уже несколько компаний начали оформлять авторские права на работы, созданные ИИ.

Однако у ИИ в визуальном творчестве есть и положительные стороны. Он превращает даже непрофессионала в художника: любой человек может описать образ – и получить реалистичную картину или дизайн. Стоковые агентства (например, Adobe, Getty) уже запускают собственные AI-коллекции, расширяя выбор иллюстраций. Искусство становится «демократичнее»: уроки по рисованию сменяются чатом или приложением, а непопулярные творческие направления получают шанс перерасти в онлайн-тенденции.

Результаты впечатляют коллекционеров: арт-группа Obvious (французы Кассель-Дюпре и Фотрель), создавшая знаменитый «Портрет Эдмона де Белами» (проданный на Christie’s за $432k), заявляют: «Да, мы художники», отмечая, что их вклад – выбор алгоритма и финальная обработка. В искусство приходят новые жанры: появляются ИИ-скульптуры, генеративные инсталляции (например, выставка «Лики ИИ», где африканские маски создавались нейросетью) и NFT-арт на основе нейросетей.

Итого: ситуация, как и с другими областями, двойственная. С одной стороны, многие художники боятся обесценивания труда: ведь нейросети умеют быстро «дорисовывать» арт в стиле известных мастеров и автоматизировать иллюстрации. С другой стороны, появляются новые формы художественной выразительности: генеративные арт-проекты, совместные выставки «человек+машина», доступность креатива для всех. Главное заблуждение – считать, что ИИ «никому не оставляет места»: на самом деле творцы осваивают новые роли (они становятся кураторами или «промпт-инженерами»), а не исчезают полностью. По сути, ИИ расширяет эстетические горизонты, позволяя «людям без формального образования создавать профессиональные медиа».

Литература и СМИ

В литературе и журналистике генеративный ИИ проявляется прежде всего в авто- и копирайтинге. Уже сегодня алгоритмы пишут новости, сочиняют рассказы и даже поэзию. Примером может служить курьёзная история: газета Chicago Sun-Times в мае 2025 года опубликовала список рекомендуемых к летнему чтению книг, составленный с помощью ИИ. Оказалось, что из 15 заголовков почти две трети – полностью вымышленные произведения с правдоподобными аннотациями, созданными нейросетью. В результате издание попало под удар критики: такой случай показал, насколько легко обмануть читателя, если проверка фактов отдана машине.

Вместе с тем появляются новые литературные форматы. Российский писатель Павел Пепперштейн совместно с нейросетью SberGPT-3 выпустил сборник рассказов «Пытаясь проснуться». Половина историй написана Пепперштейном, половина – ИИ (сеть училась на русской классике и на произведениях автора). Важный нюанс: тексты ИИ прошли лишь минимальную редактуру и вышли без пометок, а читателям предложено самим угадать, что написано человеком, а где сработал алгоритм. Такие проекты бросают вызов представлениям о творчестве, смешивая роли автора и машины.

Журналистика тоже подверглась трансформации: многие медиа заказывают ИИ-генерацию идей для статей или даже основы для репортажей. В маркетинге инструменты вроде ChatGPT используют для быстрой работы с текстом. Например, некоторые банки и агентства уже применяют YandexGPT и другие языковые модели для подбора рекламных слоганов и ответов на запросы клиентов (один из кейсов – ОТП Банк оптимизировал процессы с помощью ИИ).

Итого: литература и СМИ находятся на распутье. С одной стороны, ИИ ускоряет производство контента: он умеет генерировать заготовки, факты и даже сюжеты. Это расширяет возможности: вспомним пилотные приложения, где ИИ предлагает переводы диалогов или новые идеи для статей. С другой стороны, качество и достоверность порой страдают – случаю Chicago Sun-Times удивились все. Основной миф – что машины «напишут роман лучше Толстого» – не подтвердился: как правило, такая генерация требует пост-редактуры человеком. Лучшие эффекты даёт сочетание: творец держит «руку на пульсе», а ИИ служит ускорителем.

Мода и дизайн одежды

В fashion-индустрии ИИ начинает «сменять модельеров» в части рутинной работы. Один из примеров – коллаборация бренда Collina Strada: на создание коллекции «весна/лето 2024» дизайнеры загрузили в нейросеть фотографии моделей из прошлых сезонов и текстовые промпты для новых образов. Алгоритм генерировал варианты дизайнов, и результат понравился: время разработки сократилось до нескольких часов, а ассортимент удалось существенно расширить, сэкономив кучу времени.

Интернет-магазины и маркетплейсы тоже чувствуют влияние нейросетей: алгоритмические системы подбора (например, инструмент Zalando Algorithmic Fashion Companion) увеличили средний чек на 40% и выручку на 87% за счёт индивидуальных рекомендаций. То есть ИИ помогает продавать одежду эффективнее, анализируя предпочтения покупателей и автоматически генерируя подходящие образы.

Кроме того, ИИ меняет правила игры в фэшн-индустрии на стадии производства: нейросети генерируют не только эскизы, но и лекала, программы для швейных станков, а также технологические карты для раскроя ткани. Это позволяет брендам быстрее переключаться на новые модели и предлагать персонализированные коллекции. В сочетании с 3D-печатью и цифровыми «примерочными» ИИ уже помогает создавать виртуальную моду – то, что моделируется без физической ткани.

Итого: в моде ИИ ускорил дизайн-процессы и персонализацию. Бренды могут выпускать больше моделей за меньшее время, а потребитель получает виртуальные примерки и рекомендации «под себя». Опасения связаны с тем, что массовое внедрение технологий может вытеснить часть персонала (мелких дизайнеров или швей) и стереть уникальный почерк автора. Однако на данном этапе это скорее усиление труда: по-прежнему нужны стилисты и конструкторы, чтобы управлять результатом. Распространённый страх «машины создадут всё» опровергается реальными кейсами: ИИ пока создаёт быстрые наброски, а финальный продукт создают люди.

Реклама и маркетинг

Реклама – одна из первых отраслей, в которой ИИ стал практически незаменим. Генеративные модели могут за секунды составить десятки вариантов баннеров, видео и текстов. Например, маркетологи отмечают: софты для автоматизированного тестирования и подбора рекламных креативов помогает ускорить запуск кампаний. Как показывает практика, алгоритмы позволяют создавать сотни объявлений в стиле бренда и просчитывать, какие лучше конвертируют (что раньше делалось вручную).

Компании также применяют ИИ для сегментации аудитории и подбора персонализированных промо. Маркетинговые нейро-системы анализируют миллионы профилей и в реальном времени подстраивают рекламное сообщение – пользователю показывают уникальный текст и картинку, сгенерированную специально под его интерес. Эта методика уже находит применение в крупных агентствах и корпорациях.

Промышленный и продуктовый дизайн

Генеративный дизайн – одна из новых парадигм в инженерии и архитектуре. Задача ставится так: описываешь параметры (форму, материалы, нагрузки), а ИИ перебирает тысячи вариантов проекта и предлагает оптимальные конструкции. В строительстве и промышленности такие инструменты помогают придумывать эргономичные формы и экономить ресурсы. Например, в архитектуре с помощью ИИ уже проектируют целые планировки зданий: алгоритмы анализируют климат, ландшафт и нужды жильцов и выдают несколько набросков макетов.

В веб- и графическом дизайне тоже происходят изменения: прототипирование сайтов, логотипов и интерфейсов теперь может выполнять ИИ, ускоряя работу дизайнеров. Арт-директора используют ИИ как «мудрого ассистента» – генерируют фоновые картинки, цвета и шрифты по настроению бренда.

Итого: ИИ входит в дизайн, опираясь на алгоритмический подбор форм и функций. Впрочем, творческая часть остаётся за людьми: задаются концепции и требования, а ИИ лишь предлагает варианты. Главная польза – в скорости и в расширении творческих возможностей через вычисления, которые раньше были возможны лишь в ручном режиме.

Общие тенденции: опасения, надежды и мифы

Во всех этих сферах общая картина довольно противоречива. С одной стороны, опасения резонны: мировое исследование CISAC (союз авторов) указывает, что ИИ может отнять у музыкантов и киносоздателей примерно 20–25% доходов к 2028 году. По их оценкам, больше всего рискуют быть вытеснены переводчики и сценаристы (более 50% их гонораров под угрозой). Профсоюзы творческих профессий бьют тревогу: неизвестно, как законодатели защитят права художников, если ИИ будет учиться на чужих работах без согласия авторов.

Кроме того, искусство генеративно-информационного века сопровождают новые этические дилеммы: например, может ли нейросеть предоставить «чистый» канал творчества, если она обучалась на миллионах защищённых авторских произведений? Пока критики отвечают «нет»: по их мнению, ИИ лишь ремиксует чужие стили и лишает их оригинальности. Сторонники же говорят о коллаборации и «демократизации». Преподаватели из dBs Institute отмечают, что «ИИ уже оказывает огромное влияние на большинство креативных индустрий, ведёт к демократизации творчества: теперь любой без специальной подготовки может создать профессиональный контент». Одновременно они предупреждают: если ИИ сможет писать тексты и рисовать быстрее и дешевле человека, «возрастает перспектива значительного сокращения сотрудников».

Среди надежд часто упоминают именно расширение доступа к творчеству. Теперь люди без ресурсов (студенты, стартапы, люди с ограниченными возможностями и т.д.) могут претворить в жизнь самые смелые идеи: логотип, ролик или мелодию создаёт система, а не дорогостоящая команда. Это улучшает инклюзивность: творчество перестаёт быть уделом избранных. Более того, ИИ помогает художникам и дизайнерам быть продуктивнее – те, кому раньше требовались дни на эскиз, теперь получают несколько вариантов за секунды и выбирают лучшее.

Также важно отметить, что за реальными примерами, а не сюжетами фантастов, кроется развенчивание мифов. Как поясняют практики, широкого «искусственного творчества» ещё не случилось: многие громкие анонсы оказываются «усложнённым пранком» – ИИ предлагает лишь сырой материал, а итоговый продукт делают люди. Александр Матвеенко говорит именно об этом: «Было бы проще ни на что не нажимать и написать 20 альбомов одним махом – медиа бы сказали, что это конец традиционной музыки. Но на самом деле этому предшествовала полуторагодичная работа десятков людей». То есть сенсация о «нажатии кнопки» обманчива; настоящее искусство по-прежнему требует человеческого участия.

Мифы: распространено мнение, что «ИИ вытеснит всех художников, музыкантов и писателей». Это упрощённо: как отмечают эксперты, технологии скорее переопределяют роли, но не уничтожают творчество. Еще один укор – что «созданные ИИ тексты или картины не являются настоящим творчеством». Точку зрения сторонников ИИ отражают сами художники: арт-группа Obvious, прославившаяся продажей картины, созданной GAN, заявляет «Да, мы – художники», подчёркивая, что именно они задали компьютеру направление и отобрали лучшие кадры. Вспомним и российский опыт – Пепперштейн называет сотрудничество с «СберGPT» новым способом творить, где автор «старался имитировать стиль алгоритма», а нейросеть лишь задавала тон.

Вывод: ИИ действительно революционизировал креативные индустрии, но не в смысле «убить всё старое». Он скорее изменил процесс: рутинные операции автоматизируются, появляются новые участники процесса, а требования к «оригинальности» творчества становятся иными. Как отметил один из европейских художников, мы в начале революционной эпохи, подобной изобретению печатного станка: осталось решить, кто и как будет получать выгоду от новых инструментов. «Всё зависит от политики и регулирования», – предупреждают деятели музыки и кино. При грамотном управлении ИИ может усилить человеческое творчество, сделать его доступным для всех, а не «выдавить» его. Главное – помнить: технология лишь меняет процесс, а за контентом и идеями остаются настоящие люди.
Приходите на вебинар 30 июня в 19:00 «Нейросети как соавтор» - регистрация по ссылке
2025-06-24 19:00