БОЕВИКИ И ЭКШН
Боевики изобилуют пафосными репликами, которые герои и злодеи повторяют из фильма в фильм. Вот наиболее надоевшие из них:
«Я слишком стар для этого дерьма!»
Контекст: Ветеран – полицейский, солдат или герой на пенсии – ворчит в разгар опасных приключений, намекая, что ему уже не по возрасту бегать и стрелять. Обычно эту фразу произносят напарники помоложе или в шутку повторяют сам герой в каждом продолжении франшизы.
Пример: В культовом боевике
«Смертельное оружие» (1987) детектив Роджер Мёрто (Дэнни Гловер) многократно повторяет: «Я слишком стар для этого дерьма!», реагируя на очередную перестрелку или безумный план напарника. Эта реплика стала фирменной для героя и впоследствии проникла во множество других фильмов.
Пояснение: Фраза превратилась в клише как символ старого опытного героя, которого втягивают в новую заварушку. Её настолько часто цитировали, что теперь любой героический персонаж среднего возраста невольно ассоциируется с этим штампом, даже если напрямую его не произносит. Зрители заранее ожидают, что пожилой коп или солдат обязательно посетует на возраст – и потому реплика утратила оригинальность.
«У нас гости!»
(вариант: «Похоже, у нас компания…»)
Контекст: Герои неожиданно обнаруживают приближение врагов или засаду. Один из персонажей бросает эту фразу, чтобы предупредить остальных о появлении противников. Классическая сцена – команда спецназа, окружённая боевиками, или отряд солдат, замечающих на мониторе движущиеся точки (враги).
Пример: Практически в каждом боевике или супергеройском фильме звучит аналог этой реплики. Например, в
«Терминаторе 2» (1991) во время погони терминатор-Т-800 предупреждает Джона: «Берегись – у нас гости!», завидев новых преследователей. Также в
«Тёмном рыцаре» (2008) один из преступников в панике восклицает: «У нас компания!» при появлении Бэтмена. Да и в мультфильмах не обходится без этого штампа – акула Брус в
«В поисках Немо» произносит: «Похоже, к нам гости!» при появлении рыбаков.
Пояснение: Фраза «У нас гости» претендует на звание самой употребляемой в экшен-сценах. Изначально такой невозмутимый тон (словно о дружеском визите) мог подчёркивать крутость героя. Но со временем любой персонаж, будь то герой или злодей, стал говорить эту строчку при малейшей угрозе. Теперь это почти обязательный штамп появления врагов – настолько распространённый, что воспринимается скорее комично, чем серьёзно.
«Прикрой меня, я пошёл!»
Контекст: Герой готовится совершить рискованный рывок – ворваться в комнату с врагами, перебежать открытое пространство – и просит напарника обеспечить прикрытие огнём. Фраза звучит в фильмах про войну, спецназ, полицейские операции.
Пример: В
«Неудержимых» (2010) лидер отряда Барни Росс (Сильвестр Сталлоне) перед штурмом базы кратко бросает коллеге: «Прикрой меня!» – после чего герои эффектно врываются внутрь, стреляя по сторонам. Также вариации слышны в каждом шутере или военном фильме – это настолько привычная команда, что встречается повсеместно.
Пояснение: Для боевика такая команда логична, но её шаблонность стала шуткой. Сценаристы нередко вставляют «Прикрой меня» просто по инерции, даже когда тактического смысла мало. В результате реплика фигурирует в списках самых клишированных строк экшен-сцен. Она больше не добавляет реализма, а лишь подчёркивает штампованность диалога.
«Вам это с рук не сойдёт!»
Контекст: Столкнувшись с коварным планом злодея, герой (или жертва, заложник) произносит эту угрозу. Обычно звучит в финале, когда антагонист временно берёт верх: герой, скованный или пойманный, обещает, что злодей всё равно проиграет и понесёт наказание. Иногда фраза адресована и полиция говорит преступнику, или гражданин – негодяю.
Пример: В фильмах о Джеймсе Бонде почти каждый злодей слышит от агента 007 что-то вроде: «Тебе это не сойдёт с рук, Блофельд!» – на что самоуверенный злодей лишь ухмыляется. В
«Человеке-пауке» (2002) Питер Паркер кричит Зелёному Гоблину: «Ты за это ответишь!» когда тот угрожает детям на мосту – по сути, та же классическая реплика о расплате.
Пояснение: Эта фраза стала настолько шаблонной, что её включают в каждый перечень киноштампов. Она не несёт реальной угрозы, ведь зритель знает: пока злодей силён, слова героя – пустой звук. Часто антагонист в ответ только усмехается или парирует («А ты посмотри!»). Тем не менее сценаристы снова и снова вставляют «Вам не сойдёт с рук!», потому что так принято клише – без него как будто не обойтись в диалоге противостояния добра и зла.
«По-хорошему или по-плохому – выбор за тобой»
Контекст: Герой (полицейский, детектив, супергерой) предлагает противнику или упрямому персонажу два варианта: сдаться добровольно либо силой. Чаще всего эта фраза звучит при допросе преступника или перед дракой – последний шанс решить миром, который, конечно, проваливается.
Пример: В боевике
«Час пик» (1998) инспектор Ли (Джеки Чан) и детектив Картер (Крис Такер) пытаются задержать бандита. Картер кричит: «Мы можем сделать это по-хорошему или по-плохому – решать тебе!». Злодей, разумеется, выбирает «по-плохому», после чего следует комичная драка, в которой герои всё равно побеждают. Аналогичную фразу произносит практически каждый кинополицейский – от Мэла Гибсона в
«Смертельном оружии» до современных героев сериалов про копов.
Пояснение: В реальной жизни ультиматумы столь прямолинейно не формулируются, но в кино это шаблон подавления воли противника. Он присутствует настолько часто, что превратился в пародийный элемент. В списке заезженных реплик сценариев эта строка занимает почётное место. Зрители заранее знают: если герой говорит «по-плохому или по-хорошему», добра по-хорошему не выйдет. Фраза лишь для проформы – и потому звучит банально.
«Не смей умирать!»
(вариант: «Только не умирай!»)
Контекст: Эмоциональный момент, когда один из персонажей тяжело ранен или при смерти. Его близкий друг или напарник пытается оказать помощь и буквально уговаривает не погибать. Часто сопровождается попытками реанимации: герои трясут пострадавшего, делают сердечный массаж, кричат
«дыши!».
Пример: В военной драме
«Чёрный ястреб» (2001) тяжело раненный солдат лежит на земле, и медик, перевязывая рану, сквозь слёзы повторяет: «Не смей мне умирать, слышишь! Держись!». Подобную сцену можно найти и в фантастическом кино (например, Кирк кричит раненому Споку: «Нет, не умирай!»), и в супергеройских фильмах. Даже в видеоиграх партнёры выкрикивают «Don’t you die on me!» по шаблону драматичности.
Пояснение: Первые разы такая реплика пробивала на слёзы, теперь же вызывает скепсис. Её включают практически в каждый список голливудских клише, потому что сценаристы часто злоупотребляют этим приёмом для дешёвой эмоции. Реализм страдает – в жизни раненый человек не услышит громких криков, а в кадре это будто обязательный ритуал. К сожалению, из-за частого повторения
«Не смей умирать!» утратило эмоциональную силу и превратилось в предсказуемый штамп финальных действий героя.
«Ты должен на это взглянуть…»
(вариант: «Вам лучше это увидеть»)
Контекст: Персонаж обнаружил нечто невероятное или шокирующее и зовёт остальных, вместо того чтобы сразу сказать, в чём дело. Типичная сцена – детектив на месте преступления зовёт напарника:
«Тебе лучше на это посмотреть.» Или научный сотрудник привлекает внимание босса к экрану:
«Шеф, вам стоит это видеть»,Пример: В фильме
«Паркер» (2013) полицейский осматривает место ограбления и кричит коллеге: «Эй, Джеймсон, иди-ка глянь на это!» – хотя мог бы сразу описать находку. В фантастическом сериале
«Очень странные дела» дети в лаборатории находят странный кокон и зовут друзей: «Вам надо на это посмотреть…», держа паузу для драматичности. Такой приём используется и в медицинских драмах, и в боевиках – всюду, где хотят создать эффект интриги перед показом чего-то на экране.
Пояснение: Очень удобное, но злоупотребляемое клише. Оно позволяет отложить раскрытие важной информации, заставив зрителя заинтриговаться. Однако из-за частого повторения зрители уже предугадывают: если герой уставился в компьютер и зовёт начальство взглянуть, сейчас на мониторе будет либо фото убийцы, либо катастрофическая диаграмма. Вместо прямого «Смотрите, ракета сбилась с курса!» сценарии выбирают туманное «Вам лучше это увидеть…». И хотя приём всё ещё работает, сам текст реплики стал анекдотично шаблонным – многие отмечают, что каждый фильм-сериал с тайнами содержит «ты должен это увидеть». Так что зачастую эта фраза не усиливает сцену, а лишь подтверждает её жанровость и предсказуемость.
Ещё немного штампов из боевиков: герой в ответ на удар насмешливо спрашивает: «И это всё, на что ты способен?»; злодей пафосно заявляет врагу: «Время умереть» перед тем, как потерпеть фиаско; полицейский шеф кричит: «Ты снят с дела!» – но герой всё равно идёт спасать мир. Все эти фразы настолько приелись, что в пародиях их обыгрывают специально.